Психологическая диагностика: Уровень творческих способностей детей
2019 – 2020 учебный год
Цель: Раскрытие творческого потенциала учащегося, развитие его творческих способностей
Участники: учащиеся объединений художественной направленности (направления - прикладного творчества, изо - 624 человека.
Используемые методики: «Воображение» - определение уровня воображения; «Придумай игру» - определение уровня развития фантазии ребенка; «Творческий потенциал», «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса - определение уровня творческих способностей.
Сроки проведения: ноябрь 2019г.
Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в работе объединений художественной направленности (направления - прикладного творчества, изо). Учащийся должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.
В такой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально - эстетические качества.
Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развития способностей является приобщение их к свободной импровизации, умение находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. На занятиях декоративно-прикладного творчества, изо должна царить атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Только создание этих условий не будет способствовать творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать и т. д.
1. Уровень развития воображения
уровень |
% |
высокий |
39,6 % |
средний |
54,8 % |
низкий |
5,6 % |
39,6 % учащихся имеют богатое воображение. Если сумеют применить его в жизни, то добьются больших творческих успехов. Средний уровень воображения (54,8 %) встречается у многих людей и только от самих ребят зависит, сумеют ли они его развить. Низкий уровень (5,6 %) имеют реалисты в полном смысле этого слова. В облаках не витают, но и таким ребятам немного фантазии не повредит.
2. Уровень развития фантазии
В ответах оценивается не литературная речь, а содержание игры. Придуманная игра по определенным критериям в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии:
10 баллов – очень высокий уровень; 8-9 баллов – высокий уровень; 6-7 баллов – средний уровень; 4-5 баллов – низкий уровень; 0-3 балла – очень низкий уровень.
уровень |
% |
очень высокий |
7,2 % |
высокий |
32,4 % |
средний |
57,6 % |
низкий |
2,8 % |
очень низкий |
- |
3. Уровень развития творческого потенциала
уровень |
% |
высокий |
27,4 % |
средний |
67,8 % |
низкий |
4,8 % |
У 27,4 % учащихся заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей. Если они на деле смогут применить свои способности, то им будут доступны самые разнообразные формы творчества.
67,8 учаюихся имеют вполне нормальный творческий потенциал. Обладают качествами, которые позволяют творить, но есть какие-то проблемы, которые тормозят процесс творчества. Если сами ребята захотят, то смогут творчески проявить себя.
Творческий потенциал остальных 4,8 % учащихся, увы, невелик. Но, быть может, они просто недооценили себя, свои способности. Отсутствие веры в свои силы может привести к мысли, что они вообще не способны к творчеству. Нужно таким детям помочь.
Вывод:
Развитие творческих способностей учащихся будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность.
Уже первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности ребёнка развиваются как элементарные способности (способность ощущать, воспринимать, мыслить и т. д.). Причем развиваются как раз способности, необходимые для успешного осуществления данного вида трудовой деятельности.
Особенно важным в художественном, декоративно – прикладном творчестве являются мотивы, которые побуждают детей охотно творить. Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей, изменения установок, интересов, самооценок, притязаний и других вершинных образований личности в условиях деятельности в кружке. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.
Творческие способности - система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у обучающихся творческих способностей - составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса к делу. Самое главное в творчестве - это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт.
Учить творчеству - это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения занятий: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество педагога и обучающихся, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На занятии дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Педагог должен создать условия для проявления творческих способностей обучающихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления.
Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны. При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными. Открываются большие возможности для совместного творчества педагога и обучающегося. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками образовательного процесса.
Отношение педагога к результатам детского творчества - тема очень обширная. Необходимо бережно относиться к тому, что создается детьми, отказаться от критики. Когда отношения доверия и открытости между педагогом и учащимися закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.