Диагностика результатов воспитания: уровень воспитанности учащихся
2019-2020 учебный год
Цель: определение уровня воспитанности учащихся путём самооценки некоторых
личностных свойств и качеств самими учащимися
Участники: учащиеся ЦДТ, 1395 человек (8 – 12 лет)
Используемые методики: личностная сфера (ценностные ориентации); уровень воспитанности детей (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой, С.Т. Шицким и др.)
Сроки проведения: март 2020 г.
При определении исходных положений изучения воспитанности учащихся необходимо исходить из целостности учебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащегося осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, в основу которой положен приоритет воспитания личности. При этом под воспитанием следует понимать организацию процесса развития личности. Критерием оценки качества результатов воспитания является уровень воспитанности.
Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Изучение воспитанности учащихся осуществляется с учётом их возрастных особенностей (8 – 12 лет) по параметрам: отношение учащихся к семье, Отечеству, Земле (природе), миру, труду, культуре, знаниям; отношение к человеку как таковому, отношение к человеку как Другому, отношение к своему духовному Я.
1. Отношение к семье
Ценность семьи высоко значима для учащихся. В семьях есть свои традиции (78,5%). Учащиеся дорожат семейными традициями и устоями, помнят о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи (62,7%). Семейные праздники всегда проходят при их участии (72,6%). Ребята 8 -12 лет, как правило, принимают участие в семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнят о дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимают как само собой разумеющуюся 88% и «прощать шалости» тоже должны родители (47,6%). 65,3% учащихся предполагают, что семья, которую они создадут в будущем, будет похожа на ту, в которой они живут сейчас.
К сожалению, больше половины ребят, у которых отношение к семье потребительское. Им «должны» давать деньги на мелкие расходы (70,2%).
2. Отношение к Отечеству
Учащимся присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Больше половины ребят гордятся своей страной (66,3%). 20% опрошенных ассоциируют слово «Родина» со страной в которой собираются жить. Интересуются и гордятся историческим прошлым Отечества, рассказывая об этом другим (49,3%), интересуются историческим прошлым (20,2%) учащихся. К сожалению, есть ребята (20,3%) которые знакомится с историческим прошлым, только при побуждении старших. Патриотом своей малой родины себя считают 81,1% учащихся.
3. Отношение к Земле (природе)
Ситуативно-позитивное. Учащиеся заботятся о животных (72,7%), любят и берегут природу (79,8%), принимают активное участие в деятельности по охране природы под руководством педагога (75,8%). Экологические проблемы воспринимаются как объективно важные (89%), зависят от них лично (44,8%). Они не будут сорить в лесу, если этого не делают другие (89,5%). Примут вместе с коллективом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то воспользуются ею только 12,4%
4. Отношение к миру
Ситуативно-позитивное. Ребята в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправданно (50,4%). К проявлениям грубой силы они относятся со смешанным чувством неприятия и страха (58,8%).
5. Отношение к труду
Учащиеся отличаются трудолюбием (68,23%), заниматься не только престижной работой согласны 57,5%. Хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то могут и поучаствовать «за компанию» (42,5%). Они помогут в домашних делах (проживают в сельской местности, и у многих есть хозяйство и земельный участок), но 27,5% будет раздражать, что это занимает много времени.
6. Отношение к культуре
Учащиеся признают объективную ценность культурных форм поведения (93,5%), и стараются руководствоваться ими в своей повседневной жизни (85%). Они наверняка хотели бы выглядеть «культурными людьми» (74,3%), и готовы прикладывать ежедневные усилия к этому (72,7%). Некоторые из них находят оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства (23%), неряшливости (17,7%). Отрицательно к нецензурной брани относятся 69,6% ребят.
7. Отношение к знаниям
Учащиеся хорошо учатся (59,1%), по своей инициативе будут копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного термина или факта (31,6%), посмотрят нужную информацию в интернете (62%). Нужно постоянно учить уроки считают 89,6%.
8. Отношение к человеку как Другому
Учащиеся готовы помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны (70,4%). В своих действиях во благо других бескорыстны (70,2%). Они могут продемонстрировать свой гуманизм, подать милостыню просящему (43,3%), другие, если оказываются поблизости, стараются сделать вид, что их не замечают (28,1%). Испытывают удовольствие, делая подарки (75,6%), но при этом в глубине души рассчитывают на ответный дар (32,5%). Если этого не случается, расстраиваются (24%). Отзывчивы к друзьям и близким, дружелюбно относятся к сверстникам 80% учащихся.
Вывод:
Уровни воспитанности (8- 12 лет)
высокий |
Активное, устойчивое положительное отношение к нравственным нормам |
62,8% |
средний |
Отношение хотя и активное, но недостаточно устойчивое |
15,7% |
низкий |
Отношение к нравственным нормам неустойчивое |
21,5% |