Всё пустяки!
Психологи советуют представить свое отчаяние в виде туго натянутой резинки. Если вы мысленно отпустите её конец, она сожмется – и отчаяние исчезнет.
Чтобы расслабить мышцы лица, лучше представить его в виде озера со спокойной водной гладью. Сделайте глубокий вдох и плавный выдох, почувствовав при этом, как уходит напряжение.
Используйте слова и фразы, вызывающие приятные ассоциации, например, мир, тишина, покой… Мысленно произнося их несколько раз, представьте земляничную поляну, вообразите, что слышите щебетание птиц и шелест белоствольных берез. Дышите медленно и глубоко. Для столь несложных занятий вам нужна лишь спокойная обстановка. Сначала посвящайте им не менее 10 мин. Скоро ваши тренировки сократятся до 2 – 3 мин. Выглядит это неправдоподобно, но эффект стопроцентный.
.....................................................
Спор глухих
Восточная притча
Когда-то жили в одной деревне четверо глухих. Один из них был сборщиком пальмового сока, второй пастухом — пас коз, третий торговал солью, а четвёртый был старостой.
Однажды пастух потерял своё стадо. Он искал его всюду, ходил по окрестностям и забрёл в пальмовую рощу. Огляделся вокруг — у кого бы спросить — и тут увидел на вершине пальмы человека, собиравшего пальмовый сок. Пастух крикнул ему:
— Эй, друг, не поглядишь ли ты с пальмы, куда забрели мои козы?
— Если ты ищешь мою тёщу, — ответил на это сборщик пальмового сока, — иди на восток.
И человек помахал рукой, указывая направление.
— Спасибо, друг. Если найду своё стадо, то подарю тебе козлёночка, — сказал пастух и пошёл на восток.
К счастью, там он нашёл своих коз. Пастух был очень доволен. Взял маленького козлёнка и отнёс его к подножию пальмы, на которой сидел сборщик сока. Тогда человек с вершины дерева закричал:
— Эй, я не крал твоего козлёнка! Не впутывай меня в это дело.
— Уж, пожалуйста, не отказывайся от козлёнка. Я тебе обязан и хочу отблагодарить.
— Да как ты смеешь обвинять меня в краже?
— Раз уж я тебе обещал, то должен сдержать слово. Бери же своего козлёнка.
Сборщик сока слез с пальмы, и они, не понимая друг друга, принялись яростно спорить. Навстречу им шёл торговец солью. Надеясь, что он разрешит их спор, глухие рассказали ему, в чём дело.
— Этот человек плетёт, будто я украл его козлёнка, вот он и пришёл с ним к моей пальме.
— Я обещал подарить этому человеку маленького козлёнка, а он требует с меня большого козла.
— Эх, друзья, — вздохнул в ответ торговец солью, — вся моя соль пропала. Могу дать вам только по горсточке, а больше и не просите.
Торговец подошёл к двум глухим и насыпал каждому в ладонь по горсти соли. Это уж совсем сбило с толку спорщиков. Теперь они стали кричать втроём и, ничего не понимая, решили отправиться к старосте. Как раз в это время староста поссорился с женой и был печален.
Каждый из спорщиков обратился к старосте:
— Староста, я не крал козлёнка у этого человека, а он пришёл к моей пальме и хочет тащить меня в суд.
— Неправда, это не так! Я обещал ему маленького козлёнка, а не взрослого козла.
— Вся моя соль пропала, где же я могу её взять? Вот и пришлось дать им всего лишь по горсточке.
Выслушал всё это староста, покачал головой и сказал:
— Эх, друзья, не уговаривайте меня. Всё равно я с этой женщиной разведусь.
*********************************************************
Практические рекомендации психолога для педагогов
1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.
6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы "врожденной" грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по - разному мыслите.
11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.
13. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
16. Сделайте своей главной заповедью — «Не навреди!"
........................................
Игры для агрессивных детей
Подвижные игры
«Обзывалки»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, .... солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
«Два барана»
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Педагог разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
«Тух-тиби-дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
«Попроси игрушку» — вербальный вариант
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
«Попроси игрушку» — невербальный вариант
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
«Прогулка с компасом»
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас№). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
«Зайчики»
Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе «Как играть с тревожными детьми».
«Я вижу...»
Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...» Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
«Толкалки»
Цель: научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине».
«Жужа»
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
«Рубка дров»
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры.
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»»
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
«Головомяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».
«Аэробус»
Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.
«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать»». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер».
Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.
«Бумажные мячики»
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
«Дракон»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Игры за столом.
«Глаза в глаза»
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.
«Маленькое привидение»
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
Стиль отношения педагога к обучающимся
Хорошо известно, что воспитательная работа Центра детского творчества, педагогов характеризуется многогранностью своих результатов. Она оценивается и по материальному результату индивидуальной и совместной деятельности, и по приобретенным обучающимся знаниям, умениям, навыкам; при этом учитываются главным образом практические навыки. Между тем самое ценное для нравственного воспитания заключается в тех отношениях, которые складываются между участниками совместной деятельности, в отношении детей к самой деятельности и ее результатам, к другим людям.
Для воспитания решающим является именно нравственный результат, от которого, в конечном счете, зависит дух школьного коллектива, атмосфера, пронизывающая всю деятельность школы. Очевидно, поэтому одинаковое содержание и формы воспитательной работы в разных школах не всегда дают один и тот же воспитательный эффект. И напротив, различное содержание работы приводит к одинаковым результатам в воспитательном отношении. Общим при этом является стиль отношений взрослых и детей, детей между собой, отношений, которые складываются в различных видах деятельности.
Отношения людей не могут существовать вне конкретной деятельности. Вид деятельности, ее содержание и объем, организация и форма полностью не обеспечивают воспитательного результата. Они являются необходимыми условиями, открывающими возможности для воспитания.
Общение, сопровождающее совместную деятельность, всегда сопряжено с теми или иными взаимоотношениями между участниками. Это отношения подчинения и руководства, сотрудничества и соревнования, симпатии и антипатии. Особенность нравственных отношений заключается в том, что они составляют специфический аспект всех отношений. Устойчивый стиль нравственных отношений соответствующим образом влияет на другие отношения: деловые, личные, отношения, возникающие в конфликтных ситуациях. От характера сложившихся отношений зависит общее эмоциональное самочувствие каждого ребенка в классе, в школе, его желание быть в детском коллективе.
Чем бы ни занимался педагог с детьми, он в той или иной мере формирует их нравственный опыт, нравственное поведение, чувства и сознание. Поэтому очень важно, какие отношения складываются между педагогом и обучающимся в процессе всей жизни в ЦДТ: на уроках, во внеклассных занятиях, в общественной жизни, в труде и т. д. Именно характером отношений педагога и детей во многом определяется эффективность проводимой с детьми воспитательной работы.
Нравственная сторона этих взаимоотношений характеризуется следующими признаками: доверием к детям (или отсутствием его), доброжелательным (или недоброжелательным) к ним отношением, объективностью в оценках, справедливостью в решении споров, душевностью контактов с детьми (или отсутствием всего этого). Доверие педагога к детям вызывает в них ответное чувство признательности, желание и потребность сделать все то, чего ожидает от них педагог. Подражательная способность младших детей приводит к тому, что доброжелательный тон перенимается ими во взаимоотношениях с педагогом, а затем он переносится при определенных условиях и на сверстников.
В чем же наиболее конкретно выражается стиль отношения педагога к детям? Он проявляется, прежде всего, в содержании требований педагога к детям, системе стимулирования и оценке деятельности детей.
Воспитательное значение требований не ограничивается только их содержанием. Важен тон предъявления требований, учет конкретной ситуации и индивидуальных особенностей ребенка — во всем этом выражается отношение педагога к детям. От того, как педагог предъявляет требования, зависит характер его взаимоотношений с детьми.
Для установления внутренних нравственных контактов между педагогом и обучающимся необходимо доверие детей к своему педагогу. А для этого ребенок должен получить существенные права: право спрашивать, право ошибаться, т. е. не бояться дать ошибочный ответ, высказать свое, пусть даже ошибочное, мнение, право иметь свое мнение. Эти права надо не только дать обучающимся, но и научить пользоваться ими. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать у педагога, не боялся того, что его высмеют или накажут за слишком простой, неинтересный или неудачный вопрос. Мнение обучающегося, как бы наивно или ошибочно оно ни было, требует к себе уважительного отношения. Можно против него возражать, но нельзя не считаться с ним. Тогда ребенок будет вырабатывать собственное отношение к явлениям школьной жизни, к своим товарищам, к коллективу.
Стиль отношения педагога к детям определяется многими факторами. Главные из них — социальные, которые определяют принципиальный подход педагога к детям, и субъективные, которые зависят от личности воспитателя, его педагогических установок, понимания целей и задач воспитания. Стиль отношений педагога к детям, при всей обусловленности его социальными причинами, является проявлением индивидуальности педагога. Содержание индивидуального стиля требует большого мастерства и зрелости.
Стиль отношения педагога к детям представляет собой сложное психолого-педагогическое явление, одновременно устойчивое и динамическое. Устойчивое в том смысле, что в стиле проявляется основная принципиальная установка педагога-воспитателя на педагогический процесс, глубокое понимание того, что воспитание направлено на развитие человека как творца самого себя.
Оставаясь принципиальным в основных установках, педагог должен быть гибок в своей позиции при организации различных видов деятельности обучающихся. Правильно воспитывать детей может коллектив педагогов, объединенных общим стилем работы